В поисках своих граблей

Украина рванула за белорусским декретом N8

БелГазета

Среди украинских депутатов распространено мнение, что Украине необходимо «срочно догонять» Беларусь по вопросу легализации и законодательного регулирования рынка криптовалют. За небольшой период времени в Верховную Раду было подано 3 законопроекта по «крипте», еще один находится в черновом варианте. Но нет никакой уверенности в том, что будет принят хотя бы один из них.


ЖЕЛАЕМОЕ VS. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ

Относительно криптовалют, как и всего, что связано с технологией блокчейн, в Украине пока сохраняется правовой вакуум — такой же, какой был в Беларуси до конца 2017г. И сейчас в Украине государство часто воспринимает криптовалюты как денежные суррогаты, хотя не всегда считает чем-то криминальным. С другой стороны, как и Нацбанк Беларуси, Нацбанк Украины выступает за расчеты только в национальной валюте.

На этом фоне многие украинские предприниматели, работающие в криптовалютной сфере, последние полгода изучают возможность перевести свой бизнес в Беларусь. Первая волна была в январе-феврале — тогда многие читали декрет N8 и, не зная белорусских реалий, думали, что смогут, переехав в Минск, работать свободно. Им в тот момент казалось, что именно отсутствие законодательства сдерживает развитие криптобизнеса в Украине. Вторая волна наблюдается сейчас, когда в минский Парк высоких технологий (ПВТ) активно принимают новых членов. В Украине многие воспринимают это как свидетельство того, что членство в ПВТ или партнерство с компанией — резидентом ПВТ — это практически гарантия коммерческого успеха.

Но чем больше украинских IT-бизнесменов знакомится с белорусскими реалиями, тем больше разочаровывается. Те, кто читал о преимуществах декрета N8, в Минске убеждались, что нормативно-правовой базы под него до сих пор нет, а развитием IT-сферы руководят «ничего не понимающие в технологиях чиновники и невнятные дядьки из администрации ПВТ» (цитата одного несостоявшегося украинского инвестора).

КАК БУДЕТ ПО-УКРАИНСКИ «ДЕКРЕТ N8»

В феврале в Киеве на круглом столе по проблемам блокчейна известный тамошний политик Мустафа Найем призвал дать законодательное определение криптовалютам и вообще всему, что связано с блокчейном. По его словам, в противном случае, не имея определений, силовые структуры воспринимают криптовалюты как нечто незаконное.

А политики, в свою очередь, очень боятся, что вся украинская IТ-отрасль убежит за стабильностью и правовой определенностью в Беларусь. На круглом столе даже была озвучена информация, что на стол президента Петра Порошенко легла соответствующая аналитика. Так что политики и предприниматели задались целью получить «самый крутой закон, лучше, чем у белорусов».

Первая попытка украинских парламентариев легализовать криптовалюту датируется октябрем 2017г., когда в Верховную Раду был подан законопроект N7183 «Об обороте криптовалюты в Украине». В проекте предлагалось рассматривать криптовалюту как средство обмена и объект права собственности. Владельцы криптомонет получали право свободно ими распоряжаться: обменивать на другие виды виртуальных денег, электронные деньги, валютные ценности, расплачиваться за товары и услуги. Такие операции, как майнинг и обмен, как и доход криптовалютных бирж, предлагалось облагать налогом (общие нормы для права частной собственности).

По сути, законопроект допускал появление в Украине внутренних средств платежа, способных конкурировать с гривной. При этом органом регулирования крипторынка в законопроекте назывался Нацбанк Украины. А государство не должно было брать на себя обязательств перед владельцами криптовалют. В случае обесценивания или потери виртуальных денег рассчитывать на их компенсацию не приходилось бы. Точно так же не гарантировалась деятельность онлайн-сервисов по обмену криптовалют.

Почти сразу появился второй законопроект N7183-1 «О стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине». Его инициатором выступил глава финансового комитета Верховной Рады Сергей Рыбалка. Он уже рассматривал криптовалюту как финансовый актив. Были прописаны и жесткие требования к участникам рынка. Так, добычей криптомонет (майнингом) получали право заниматься только предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации. Криптобиржей могло быть только юрлицо со статусом финансового учреждения, также требовалось получить соответствующую лицензию. Анонимные счета в криптовалюте запрещались (что само по себе абсурдно).

Параллельно все тот же Сергей Рыбалка внес еще один законопроект о криптовалюте — «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования рынка криптовалют и их производных в Украине)», предусматривающий освобождение от налогов прибыли от операций по покупке и продаже криптовалюты, а также их майнингу.

А в конце марта 2018г. произошел забавный инцидент: народный депутат Украины Сергей Каплин внес в Раду проект закона «О развитии цифровой экономики» — почти дословно переведенный на украинский язык белорусский декрет N8 под тем же названием.

Наконец, в мае 2018г. на общественное обсуждение был вынесен черновик нового проекта по легализации криптовалюты «О применении технологии распределенного реестра цифровых транзакций и правовом статусе токенов и криптовалют в Украине». Над ним три месяца работала группа из 20 экспертов: представителей бирж, майнеров и криптобизнеса. В числе авторов — также Нацбанк, Нацкомиссия по ценным бумагам и Финмониторинг. Текст опубликовал народный депутат Алексей Мушак, призвавший представителей криптосообщества присоединиться к коллективному обсуждению, вносить комментарии и правки. Преимущество этого документа в сравнении с предыдущими в том, что он дает нормальные определения ключевым криптотерминам: криптовалюта, токен, криптобиржа, криптообменник, майнинг. Согласно проекту, деятельность на рынке криптовалют подпадает под регуляцию Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. На деле это означает лицензирование деятельности профессиональных участников, надзор и контроль за соблюдением лицензионных условий и финансового мониторинга. Лицензирование не распространяется на майнинг, трейдинг, владение криптоактивами.

«Мы считаем, что серый период рынка токенов и крипты исчерпал свой потенциал. И сейчас грамотное регулирование — это фундамент дальнейшего 100-200% ежегодного роста», — пишет на своей странице в Facebook Алексей Мушак. По его мнению, регулирование рынка должно начинаться в момент обмена «крипты» на гривну или наоборот.

ЧТО ГОВОРЯТ

Чеслав ЗАРИЦКИЙ, помощник депутата Верховной Рады. В Украине избиратели и СМИ судят о депутате во многом по тому, как активно он выдвигает и защищает собственные законопроекты. Именно поэтому депутаты Верховной Рады так продуктивны, в т.ч. по криптовалютам. Потому и появилось на свет столько различных законопроектов по «крипте», но их появление вовсе не означает, что тот или иной депутат вообще понял, как функционирует технология блокчейн. Другой важный момент — украинские политики привыкли считать себя главными реформаторами в Восточной Европе. И потому очень нервно реагируют на такие вещи, как белорусский декрет N8. Ведь после его появления все выглядело так, будто «последний диктатор Европы» одним рывком опередил всех соседей в самой прогрессивной, модерновой и модной теме — блокчейн и криптовалюты. Тут уже было уязвлено самолюбие украинцев.

Руслан МОРШЕНКОВ, бизнесмен, работающий с криптовалютами (Киев). Сейчас украинские депутаты действуют по принципу «больше законопроектов, хороших и разных». Они считают, что нужно принять криптовалютное законодательство просто по принципу «лучше, чем в Беларуси», и все наладится, и лидерство Украине обеспечено. Но в самом криптосообществе все больше понимают: преимущество Украины именно в том, что сфера блокчейн-технологий в ней никак не регулируется. В Украине нет разговоров про «IT-страну», нет своего аналога ПВТ или чего-то подобного. У нас IT-индустрия развивается с минимальным госвмешательством. Иногда это плохо — правовая неопределенность с теми же криптовалютами позволяет силовикам при случае, например, наехать на майнеров, забрать оборудование и т.д. Плюс еще Нацбанк не может до конца определиться со своей позицией — с одной стороны, он хочет быть на острие прогресса, с другой — обязан обеспечивать использование гривны как единственного законного платежного средства.

Пока все увиденные мною законопроекты таковы, что в случае их принятия работать станет только сложнее. Потому я к активности наших депутатов в криптосфере отношусь очень скептически.

БелГазета

 

 



Добавить комментарий

Яндекс.Метрика